.


















В Компании «Конные прогулки», кроме основного курса по обучению верховой езде, вы сможете пройти курс лечебной верховой езды.

Лечебная верховая езда является одной из форм лечебной физкультуры и условно делится на: лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду по рекомендации врача.

 Иппотерапия применяется при достаточном большом круге заболеваний. Она рекомендуется для послеоперационной реабилитации. Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений во время занятий верховой ездой происходит активная работа мышц тела. За счет того, что температура тела лошади в 1.5 градуса больше, чем у наездника, во время езды верхом движения мышц спины идущей лошади разогревают спастичные (с нормальным и со сниженным тонусом) мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Таким образом, происходит улучшение не только кровоснабжения мозга, но и всего тела.

 Вряд ли кого-то благородные и умные лошади смогут оставить равнодушными!

Приглашаем Вас провести интересно время и приобрести Большого и Доброго Друга

 Программа иппотерапии

разработанная компанией «Конные прогулки»

 ЧАСТЬ I

«Основы разработки методики»

 При разработке методики занятий по иппотерапии для ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­пациентов компании «Конные прогулки» мы исходили из того, что она должна включать в себя комплекс мероприятий, направленных на решение соответствующих лечебно-оздоровительных и социально-педагогических задач.

 

При этом ставилась задача обеспечить:

целостное воздействие занятий на пациента: кинезотерапевтическое, социально-психологическое и активацию чувствительных систем головного мозга;

преемственность занятий оздоровительной гимнастикой и верховой ездой;

закрепление положительных сдвигов в физическом и психическом состоянии пациентов, достигнутых с помощью иппотерапии.

Предлагаемая методика предусматривает определенную последовательность лечебно-оздоровительных и социально-педагогических мероприятий, ряд этапов в их проведении.

 С этой точки зрения целесообразно распределение пациентов на три группы.

К первой группе относятся дети (от 6 до 16 лет)

Ко второй группе пациенты от 17 до 50 лет

В третью группу следует включить от 50 лет

 В зависимости от возраста производится и общая дифференцировка способов выполнения упражнений комплекса.

Для лиц первой группы:

- знакомство с лошадью;

- посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;

- посыл в шаг и остановки на шагу, применение средств управления на шагу, гимнастические упражнения на идущей лошади, применение элементов манежной езды на шагу.

Заметим, что при легкой степени выраженности расстройств у пациентов, отнесенных к первой группе, а также при наличии у них активного желания, допускается включение в занятия более быстрого аллюра движения лошади - рыси.

Для лиц второй группы:

- знакомство с лошадью;

- посадка на лошадь;

- упражнения на стоящей лошади;

- езда шагом; упражнения на идущей лошади; применение средств управления: остановки, повороты, перемены направления при езде шагом; управление без подстраховки (лошадь инструктор ведет под уздцы; можно применять езду с седлом и без него, в редких случаях со стременем, езда на корде).

Для лиц третьей группы:

- знакомство с лошадью;

- посадка на лошадь;

- езда на лошади без седла, с применением специальной седелки, без средств управления, постоянно с помощью методиста;

- гимнастические упражнения сначала на неподвижной, а затем на идущей лошади.

Характер используемых физических упражнений в ходе занятий зависит от особенностей физического состояния пациента.

- укладки вдоль на лошади, на животе

- движения руками (вверх, в стороны, вперед с акцентом на супинацию, пронацию и работу пальцами),

- повороты в стороны,

- вращательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах,

- подъемы плеч поочередно и вместе,

- упражнения с фиксацией рук в положении "за голову" и на пояснице (наклоны и повороты из этих исходных положений),

- наклоны вперед и назад,

- наклоны с касанием пальцами кисти области голеностопного сустава противоположной нижней конечности,

- разгибания в голеностопных суставах,

- подъемы на стременах,

- дыхательные упражнения (проводятся при выполнении элементов комплекса и согласуются с ними).

При уверенном выполнении занимающимися описанных упражнений на стоящей лошади предлагается их выполнение на идущем животном. При этом комплекс дополняется следующими элементами: посадка спиной вперед с закрытыми глазами; езда стоя на стременах; езда с применением средств управления лошадью: посыл в шаг, остановка на шагу, освоение элементов манежной езды на шагу.

             При работе с пациентами целесообразно акцентировать внимание на следующих моментах:

- качество выполнения упражнений на координацию,

- активные движения верхними и нижними конечностями,

- подъем на стременах,

- выполнение дыхательных упражнений, согласуемых с ритмом движения лошади,

- отслеживание фиксированного предмета взором с поворотом глаз, головы и корпуса при движении лошади по кругу и более сложным траекториям.

             Помимо этого могут быть использованы: тренировка тонкой моторики (противопоставление пальцев, упражнения с разновеликими предметами на удержание и манипуляцию ими); перенос нижней конечности над холкой лошади; выполнение упражнений с асимметричной посадкой; использование элементов подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

             Овладение навыками манежной езды способствует концентрации внимания на выполнении конкретного действия.

В качестве оценочного критерия эффективности описанных мероприятий можно использовать уверенность управления лошадью с помощью поводьев, поскольку данная процедура требует строго определенной концентрации внимания и координации.

              Один курс иппотерапии на основе предлагаемой методики состоит из 3 занятий с частотой посещений.

               Продолжительность одного занятия - 10-30 мин., в зависимости от тяжести двигательных нарушений и правильности выполнения предлагаемых упражнений.

 

ЧАСТЬ I I 

«Основные требования для проведения иппотерапии»

 

            Иппотерапия в ООО «Санаторий «Городецкий» в имеет своей целью выработать активного, смелого и ловкого всадника, умеющего управлять лошадью и преодолевать препятствия, а также подготовить всадника для езды в поле по разнообразной местности и в различную погоду.
            Все обучение проводится в строгой последовательности и по детально разработанному плану.

            Каждый урок в иппотерапии в начале обучения должен начинаться с осмотра пациента, лошади и проверки правильности подгонки конского снаряжения и седловки.
Обучение посадке на лошадь и слезание сначала следует проводить по разделениям, добиваясь правильности выполнения каждого приема в отдельности и лишь затем обучать

            Выработку и укрепление посадки следует начинать с отработки равновесия и по мере успеваемости пациентов переходить к ее укреплению и привитию гибкости и непринужденности, практикуя для этого езду без стремян короткими репризами, гимнастические упражнения и преодоление низких препятствий вдоль стенки манежа без стремян и поводьев.

По мере укрепления посадки и выработки непринужденности следует переходить к заездам, вольтам, остановкам и поворотам. Эти приемы сначала следует отрабатывать на шагу, а затем на рыси и галопе. При отработке этих элементов главное внимание необходимо обращать на сочетание пациентом всех средств управления.

Все обучение в иппотерапии должно проходить практически. Но оно будет успешным только тогда, когда пациенты перед исполнением нового приема ознакомятся с теорией выполнения данного приема. Кроме того, знакомство с теорией должно сопровождаться образцовым показом руководителем изучаемого приема, так как зрительное его восприятие во многом способствует быстроте и правильности усвоения.

Поэтому самым верным и доходчивым методом обучения иппотерапии будет образцовый показ руководителя, обоснованный теоретически и проработанный практически обучаемыми.

Перед началом каждого занятия манеж должен быть к нему подготовлен, очищен от камней, палок, режущих предметов и оборудован соответственно проводимому занятию необходимыми препятствиями, станками и т. д.
Прежде чем приступить к практическому обучению в иппотерапии, пациентам нужно рассказать о лошади, ознакомить с правилами ухода за ней и ее сбережении, добиться от них знания конского снаряжения, необходимого для верховой езды, научить правилам седловки и подгонки снаряжения, посадки на лошадь и разбору поводьев.

При отсутствии макета обучение седловке, посадке на лошадь и слезанию можно начинать сразу на лошади.
Обучая правилам седловки, руководитель должен объяснить те действия, из которых складывается седловка, а затем практически показать, как она производится и на что следует обращать внимание.

При обучении посадке на лошадь руководитель предварительно объясняет и практически показывает правила держания поседланной и взнузданной лошади, движение с ней и приемы посадки, а затем заставляет пациента произвести посадку по разделениям под его наблюдением.

Продолжительность каждого занятия по верховой езде не должна быть более 30 мин.

Руководитель должен следить, чтобы посадка пациента на лошадь была крепкой, гибкой и непринужденной. Это достигается выработкой у пациента равновесия и крепкого сцепления с лошадью всеми прилегающими частями тела

Особое внимание руководителю следует обратить на выработку равновесия. Равновесием называется способность пациента сохранять устойчивое положение на лошади в движении. Эти уроки для начинающих очень трудны, поэтому больших репризов рысью делать не следует, а необходимо чаще переходить на шаг и менять направление движения.
10-15 минут работы на вольту вполне достаточная нагрузка для начала обучения, после чего пациентов следует выводить из круга.
       По мере укрепления посадки требовательность к пациентам должна постепенна повышаться, а сама езда усложняться. Для усложнения и повышения требований в укреплении посадки большое влияние оказывает облегченная рысь без стремян, но ею также не следует злоупотреблять, так как она является трудной и утомительной для всадника.

       Заканчивать урок по иппотерапии нужно кратким разбором, на котором руководитель каждому пациенту в отдельности указывает на достижения и ошибки, а также устанавливает причины этих ошибок и способы их устранения в последующих занятиях.

       К обучению полевой езде надо приступать после того, как пациенты получат необходимые навыки в управлении лошадью и укрепят посадку при езде в манеже.
Езду необходимо проводить, на разнообразных, заранее подобранных и подготовленных для этого маршрутах

Полевую езду следует начинать с изучения уравнивания аллюров по дорогам, в определенные отрезки времени, а затем переходить к езде по ровной местности, без дорог, по пересеченной местности, в лесу.
Руководитель выводит всю группу по отмеренному пути и на ходу дает указания, как нужно сидеть в седле, успокаивать лошадь, как сдерживать или высылать ее в том случае, когда она горячится или идет медленно.
Для проведения такого занятия вполне достаточно прохождение 1-2 километров
Для занятий в лесу сначала необходимо выбирать небольшой и сравнительно легко проходимый участок леса. Сначала такой участок проходят шагом, а затем рысью.

ЧАСТЬ III

«Техника проведения процедур»

 

План проведения процедуры № 1

1. Знакомство с лошадьми на конном дворе (рассказ о пользе иппотрапии) – 5 мин.

2. Выход к леваде

3. Посадка пациента на лошадь с седлом, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента

4. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором

5. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора

6. Ловля пациентом мяча с лошади 2 круга

7. Разучивание трех четверостиший, сидя на лошади

8. Рисование мелком на доске лошади, сидя на лошади

9. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью, инструктор предлагает пациенту рассказать лошади все свои плохие мысли, которые он не может рассказать никому и обратить внимание на реакцию животного)

10. Окончание первого занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)

 

 

План проведения процедуры № 2

1. Выход к леваде

2. Посадка пациента на лошадь без седла, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента

3. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором

4. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора

5. Выполнение упражнений на стоящей лошади

6. Выполнение упражнений на идущей лошади 3 круга

7. Занятие по седланию лошади

7. Прогулка на лошади в седле 2 км в поле

8. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью)

10. Окончание второго занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)

 

План проведения процедуры № 3

1. Выход к леваде

2. Посадка пациента на лошадь с седлом, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента

3. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором

4. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора

5. Выезд пациента в поле и прохождение 4 км.

6. Соревнование с инструктором по метанию дротиков в дарц со скачущей лошади

7. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью)

8. Окончание второго занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)

9. Заполнение анкеты пациентом по результатам проведенной иппотерапии

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

 

- возраст до З-х лет, выраженная степень олигофрении или деменции, психические заболевания с галлюцинациями и бредом, соматические заболевания в стадии декомпенсации

- заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой систем и желудочно-кишечного тракта (острые заболевания, а также хронические в стадии обострения);

- декомпенсированная эндокринная патология; сахарный диабет, в том числе в стадии неполной и (или) нестойкой компенсации;

- деформации позвоночника (с III степени);

- нестабильность позвонков, наличие подвывихов, выраженные остеохондротические изменения;

- явления остеопороза позвоночника и других костных образований;

- ожирение III степени;

- воспалительные заболевания мягких тканей;

- контагиозные кожные заболевания;

- острая инфекционная патология и хроническая (при сохраняющейся контагиозности);

- эпилепсия и эпилептиформные синдромы, пароксизмальные состояния неясного генеза;

наличие эпилептической активности и неспецифической пароксизмальной активности на электроэнцефалограмме (при отсутствии в клинике пароксизиальных состояний);

ярко выраженные психотические и психопатоподобные состояния;

миопия высокой степени;

декомпенсированная и частично компенсированная глаукома;

острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы;

миастения и миастенические синдромы;

острые и хронические воспалительные заболевания глаз;

прочие острые и хронические в стадии обострения заболевания.

-патология суставов невоспалительной этиологии,

- неконтагиозные заболевания кожи,

- компенсированная эндокринная патология,

- компенсированная глаукома,

- дегенеративные заболевания центральной нервной системы

- хронические заболевания внутренних органов в стадии ремиссии.

- гемофилия, ломкость костей и заболевания почек.

Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.

Эпилепсия, как считают сейчас американцы, вообще не противопоказание. Осторожность стоит проявлять лишь в момент посадки и спешивания.

ПОКАЗАНИЯ

 

- показаниями к проведению иппотерапии являются различные последствия травм нервной системы

- метод иппотерапии применим, во-первых, для людей с ограниченными движениями, включая ДЦП и различные невропатии. -- во-вторых, неврозы, всевозможная двигательная расторможенность, дефицит внимания как следствие двигательной расторможенности и логоневрозы как следствие неврозов.
- конный спорт отличается тем, что позволяет не только учащать пульс и дыхание, изменять показатели давления, но и быстро их восстанавливать. Гораздо быстрее, чем, например, после бега. То есть человек возбужден, старается каких-то результатов достичь, а на самом деле он успокаивается.
- когда пациент видит лошадь, у него уже происходит выброс адреналина, тем более когда занимается гимнастикой. Дома не каждый пациент согласится просто делать физические упражнения. Здесь же, мало того что он верховой езде обучается, он еще и физически совершенствуется.

К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных.

б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент.

в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа.

г) улучшается психо- эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.

д) успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают пациентам уверенность в своих силах, веру в себя. Лечебная езда дает пациенту полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.

 

К социальным критериям относятся:

а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с коноводами и друг с другом.

б) Проведение соревнований по конному спорту среди пациентов способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала.

в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) По средствам занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными.

 РЕЗУЛЬТАТЫ

 Несомненным положительным аспектом данного реабилитационного метода является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий: рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма, психотерапевтическое воздействие.
             Положительными результатами метода иппотерапии являются: уменьшение спастичности мышц, предупреждение и устранение контрактур в суставах, формирование новых двигательных навыков, увеличение амплитуды движений в суставах (преимущественно нижних конечностей), тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома.

Иппотерапия оказывает стимулирующее влияние и на высшую нервную деятельность: у пациентов стимулируется мотивационно-познавательная деятельность, снижается возбудимость и повышается психическая активность, нормализуются и улучшаются эмоционально-поведенческие реакции, происходит улучшение в развитии речи, формируются новые коммуникативные навыки. Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную систему: отмечается уменьшение количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний. Несомненна и социальная значимость данного реабилитационного метода - у пациента появляется надежда на реальную возможность существенного улучшения, интерес к занятиям конным спортом.

      И последнее. Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает пациент, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер. Самое главное для пациента - поверить в себя, что-то суметь. Сможет в малом - получится и в большом.

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ

 

              Для практической проверки эффективности охарактеризованной выше методики организации занятий иппотерапией необходимо проводить анкетирование пациентов после прохождения курса лечения.

Многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает бесспорное улучшение состояния пациентов с различной степенью выраженности двигательных расстройств. Это улучшение проявляется в повышении общей работоспособности и большей восприимчивости к традиционным терапевтическим методам, связанным часто с сокращением необходимого медикаментозного лечения.

 

информационный партнер
компании "Корпоратив NN"
Санаторий "Городецкий" 

Создать бесплатный сайт с uCoz